Дебаты " Осторожно, финансовые пирамиды!"
Одной из наиболее широко известных и опасных моделей криминального поведения на рынке финансовых инвестиций является финансовая пирамида или "пирамида Понци". Эта криминальная схема посягательств на интересы акционеров, вкладчиков и других инвесторов получила широкое распространение в кризисный период развития финансового рынка во многих странах. Не стала исключением и Россия. Свое название эта криминальная схема получила по имени итальянского иммигранта Карло Понци, который впервые использовал ее в широких масштабах в 1920 году в Бостоне (США). В России расцвет данного вида мошенничества пришелся на 1993 - 1994 гг.
Первой фирмой, начавшей свою мошенническую деятельность в 1991 году, была фирма "Пакс" в Волгограде. Ее руководителя до 1994 года у 1722 вкладчиков похитили 2 млрд. 356 млн. 960 тыс. руб.
С момента исчезновения с экономической карты страны всевозможных «Властелин», «Домов Селенга» и т.п. прошло немало времени. Но пирамиды, видимо являясь столь же незыблемыми как их египетские тезки, все еще продолжают свое существование. Наиболее яркий пример тому - финансовые инвестиционные операции в сети Интернет.
Инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы. Так, в 1999 году Федеральная Комиссия по Торговле (FTC) США зарегистрировала 18 тыс. жалоб, а Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам (SEC) регистрирует от 200 до 300 жалоб на возможные мошенничества с ценными бумагами ежедневно. Согласно оценкам NASAA неосторожные инвесторы теряют приблизительно $10 миллиардов в год из-за мошенничества c капиталовложениями. В письме ФКЦБ от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет", описаны некоторые наиболее типичные мошеннические схемы).
Схема "увеличить и сбросить" (Pump&dump)
Вид рыночой манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются.
Схема финансовой пирамиды (Pyramid Schemes)
При инвестировании денежных средств, используя Интернет - технологии, полностью повторяет классическую финансовую пирамиду. При использовании данного приема инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов.
Схема "надежного" вложения капитала (The "Risk - free" Fraud)
Заключается в распространении через Интернет инвестиционных предложений с низким уровнем риска и высоким уровнем прибыли. Как правило, это предложение несуществующих, но очень популярных проектов, таких как вложения в высоколиквидные ценные бумаги банков, телекоммуникационных компаний, в сочетании с безусловными гарантиями возврата вложенного капитала и высокими прибылями.
"Экзотические" предложения (Exotic Offerings)
Например, распространение через Интернет предложения акций костариканской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов, с банковской гарантией получения через непродолжительный промежуток времени основной суммы инвестиций плюс 15% прибыли.
Мошенничества с использованием банков (Prime Bank Fraud)
заключаются в том, что мошенники, прикрываясь именами и гарантиями известных и респектабельных финансовых учреждений, предлагают инвесторам вложение денег в ничем не обеспеченные обязательства с нереальными размерами доходности.
Навязывание информации (Touting)
Часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Недостоверная информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте по адресам. Анонимность, которую предоставляет своим пользователям сеть Интернет, возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо более низкая стоимость распространения информации по сравнению с традиционными средствами делает Интернет наиболее удобным инструментом для мошеннических действий.