Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образовательные стандарты и требования
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Основные отличительные особенности ФГОС
- Новые подходы к определению стратегических целей стандартов:
- Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Стратегические задачи разработки стандартов:
- Обеспечение социальной консолидации общества.
- Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
- Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
- Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.
Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- ценности личной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Инновационные функции стандарта:
- Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
- Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
- Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
- Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
- Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
- Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
- Обеспечение единства образовательного пространства страны
- Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.